• Отметить все форумы как прочтённые
  • Брак - послужить друг другу. Проповедь от 12.01.2020

    Подборка проповедей о.Алексия Гомонова на воскресных молебнах Петру и Февронии

    Брак - послужить друг другу. Проповедь от 12.01.2020

    Сообщение Лия Ковалева » 18 янв 2020, 21:36

    Проповедь отца Алексия Гомонова в Клубе во имя святых Петра и Февронии, 12.01.2020

    "Праздник Рождества Христова, Новый год. Подъём в душе, надежда, что в этом году всё и произойдёт. Произойдёт — значит, Кто-то поможет этому произойти — Бог, конечно. Но и не без нашей помощи должно произойти и может произойти. Нельзя быть пассивными "ожидателями" большого человеческого счастья, маленького никто не захочет — ну, так, года на три, как это называется — «сбегать замуж», да? Один раз, два раза сбегать... (Надо) на всю жизнь! Чтоб дети, внуки, чтоб они были в хорошем смысле гордостью нашей, продолжателями рода нашего, а не позором. Иногда бывает так, что дети — позор родителям. Вот для большого счастья надо здорово потрудиться.
    Под Богом ходим, от Него зависим, от нашего отношения к Нему. Одним Он сразу приходит на помощь, а другие, сколько ни стараются,молятся, батюшка вместе с ними молится — и как-то ничего не получается, где-то какой-то камень преткновения. Ну, а о тех, кто не молится и что-то в жизни получает, мы говорить не будем. Есть внешняя видимость счастья, а есть счастье истинное. По внешности, по внешнему взгляду на их жизнь Пётр и Феврония особенно ничем не отличаются от других князей, но зато у них как-то всё правильно: любовь устоялась крепкая, они выдержали все испытания в жизни, а их было много. Как всегда, богослужебные тексты скупы на частности: «Отражали молитвой разожжённые стрелы лукавого», — и всё, а разожжённые стрелы лукавого — это ой-ой-ой, это то, от чего порой хребет трещит, так навалится много в жизни всего, браки рушатся... (Святые Пётр и Феврония) умерли как-то необычно: не то чтобы слегли или кто-то из них слёг первый, а потом боле, болел — нет. Пётр, более старший, вздумал умереть и послал гонца Февронии, мы это знаем. Она говорит: «Подожди, я хочу тоже вместе с тобой умереть». Нет, это не суицид, никаких ядов, никаких способов умерщвления себя. Она была занята рукоделием. Пётр ещё несколько раз гонца посылал к ней, а она отправляла (гонца) обратно: «Подожди ещё немножко». Но смерти-то ждать невозможно, отодвигать, точнее, её — это по молитвам, это Божия милость. И вот она, полная сил, закончила вышивку и посылает гонца в последний раз: «Теперь я готова». Ложится на лавочку, скрещивает руки — и душа отлетела от тела. И он, в тот же день, в тот же час. Не сказать, что он был перед смертью в бредовом состоянии или в коме, нет. Посылал и принимал гонца — и она тоже, — отдавал распоряжения этому гонцу и другим исполнять какое-то задание со всей мерой ответственности. Когда всё было исполнено, Пётр и Феврония не пережили друг друга ни на один день и ни на один час — вот странно как-то. А потом началось: трудно объяснимые перенесения в один общий гроб через запертые крепко монастырские ворота — ведь каждый (находился) в своём монастыре, мужском и женском. Оказывались в заранее приготовленном двухместном гробе в Муромском соборе. Так и лежат сейчас вместе, но уже не в соборе, вместе — в виде исключения. Наводили порядок, разносили их — как же, разнополые монахи, покойники, — по разным монастырям, но они соединялись. Оказывается,у них любовь оставалась друг к другу такая, которая не лишала их милости Бога, хотя они приняли высший подвиг на себя — воздержание, схимничество в монашестве. Их любовь к Богу и друг к другу привела их в один день и час к концу земной жизни, и лежат (они) рядышком, ждут общего воскресения мертвых. За этим кроется множество чудес Божиих. Какое единение умов, сердец, как они помогали друг другу в земной жизни, и вот здесь, на краю жизни, как и сейчас, они дружненько молятся, о всяком, их сферы призывающих, чтобы получить супружеское счастье в своей жизни, они молятся вдвоём. Сколько пар они устроили, если посмотреть на статистику этого монастыря в Муроме, где они покоятся!
    О чём речь? Они не были идеальными — сначала. Ведь они были разными по статусу: он — наследный великий князь, правитель земли Муромской, она — дочка бедного крестьянина из глубокой деревни. Огромная разница в возрасте была, огромная: ей было 12 или 13 лет, когда она замуж вышла. Он отказался от своего обещания жениться на ней, отказался, дрогнул — обещал, и разве можно обещание не исполнить? Обещание крепко-накрепко связывает во всех делах жизненных. Но он быстро смекнул, отчего у него вернулась почти исцелённая, быстро исцелённая в первый раз по молитвам Февронии проказа. Не идеальные люди, такие разные, они стали настолько сильны в поддержке друг друга, настолько соединились, что уже ни смерть не смогла их разлучить, ни монашество со всеми вытекающими отсюда последствиями в жизни монахов. Если кто-то скажет, что они были заранее предрасположены судьбой, Богом друг для друга и поэтому потом стали такими идеально совпадающими, что им было легко, то я вам скажу, что вы не правы.
    У меня не самый большой пастырский опыт; наш приход — в центре Москвы, через него проходит много судеб. Я здесь дольше всех служу, больше 20 лет, и видел, как, казалось бы, созданные друг для друга люди вступают в брак, а потом разбегаются. И наоборот, далёкие друг от друга, но упорные, серьёзные люди, что-то главное понявшие в жизни супружеской и принявшие это, вцепившиеся в Божий дар, в венчанное супружество, удержались, уравнялись в темпераментах и несовпадениях — и получилось такое замечательное соединение, и про них можно сказать, что они родились друг для друга. Это всё равно что люди поверхностные приходят со всякими рамками или лозой какой-нибудь, маятником или с какими-то другими ещё измерителями, приходят к храму и говорят: «Смотри, какое место силы! Ух ты! А монастыри стоят — надо же, как строители храмов и монастырей ищут эти «места силы»?». А как ищут? Макарий Великий нашёл, создал тысячный монастырь — и уходит дальше в пустыне, ищет. Великий пустынник сделал своё дело, поставил монастырь, воспитал братию — там теперь без уже него идут богослужения, тысяча монахов. Стремясь к уединению, он уходит в пустыню, находит гиблое место, «место силы» потом будет, а пока — гиблое место: человеческие черепа валяются, камни жертвенника, где приносили идолам человеческие жертвы. Он начинает расчищать всю эту гадость. Стращают его демоны: «Уходи отсюда! Что, тебе мало места на земле?». А он говорит: «Во-первых, мне здесь (место) идеально подходит, и сюда долго никто не придёт, потому что это гиблое место, страшно здесь. Язычники жертвы приносили «богам» своим, бесам. Здесь вами всё кишит. А во-вторых, мне просто здесь нравится, и не уйду я отсюда». Он начинает служить, и они, исполины до облака высотой, разбегаются, и он начинает здесь молиться, жить, строить из камней и веток. Потом Бог подошлёт к нему помощника, ещё одного, живут, а дальше, смотришь, — уже поселение, уже монастырь. И продолжают они служить, служить, возносить Богу молитвы. Это место освящается и становится местом силы. Гибельное место становится местом силы. И точно так же, если посмотреть правдиво на этих идеально совпавших супругов, — это результат их труда. Притёрлись, прилепились, перетерпели, служат друг другу и дальше, на единение семьи, с помощью Божией, конечно же — получается союз замечательный, на эту и на ту жизнь союз, как бывает при венчанном супружестве. Вот чего не хватает нам.
    Как я сказал, я наблюдал, казалось бы, идеально совпадающих, просто как брат и сестра, (людей) — но потом, вступив в супружество, разбегались. А эти, казалось бы, непригодные, разные — но мы знаем, что разности и притягиваются, дополняют друг друга. «Плюс» и «минус» вместе, а «плюс» от «плюса» отталкивается. Вот они создали (семью), перетерпели, как Пётр и Феврония, перетерпели, и за это великое терпение и старание послужить друг другу — вот ещё главное, кроме терпения, это старание послужить друг другу — такой брак не разорвёшь. А современный брак — это желание, чтобы мне послужили: мне кофе в постель, мне всегда свежие платочки-носочки, меня должны понимать, усталого, с работы пришедшего; я не просто позволяю себя любить, я ожидаю, что меня будут любить-любить-любить, потому что я хороший, потому что я этого заслуживаю — такой брак некрепкий. Выжидательная позиция обязательно что-то замкнёт, где-то что-то заискрит в настроении другого человека, который вначале может с тебя глаз не сводить: такая красота досталась, такое счастье привалило в этих широких плечах, в этих бровях, сросшихся посередине — признак темперамента, вот!
    Служить друг другу, пригодиться друг другу, заботиться о другом и о детях от него или от неё — вот этот брак крепкий, этот принцип единственно правильный на все века. Он и в основе браков наших предков, один развод на сто тысяч браков.
    Итак, друзья, как трудно нам сейчас заботиться о другом, как трудно предупреждать желания другого, как трудно — но надо. И очень хорошо, что есть чайная часть. Постараемся, не проливая по неосторожности или по волнению чай на брюки соседа, быть осторожным, когда что-то предлагаем соседке. Полегче так, полегче, не сразу всё, потихонечку, постепенно. Сейчас нам предстоит важная вторая часть: послужить друг другу уже сейчас — или потренироваться послужить, или блеснуть, если уже великолепно умеете друг другу служить".

    Спаси Господи Вячеслава С. за запись и Василину Б. за расшифровку проповеди.
    Лия Ковалева
    Модератор форума
     
    Сообщения: 465
    Зарегистрирован: 21 сен 2011, 21:54
    Откуда: Москва

    Вернуться в Проповеди

    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1