• Отметить все форумы как прочтённые
  • Для чего нам пост? Проповедь от 23.02.2020

    Подборка проповедей о.Алексия Гомонова на воскресных молебнах Петру и Февронии

    Для чего нам пост? Проповедь от 23.02.2020

    Сообщение Лия Ковалева » 04 мар 2020, 13:42

    Проповедь отца Алексия Гомонова в Клубе во имя святых Петра и Февронии 23.02.2020

    "Сегодня — последняя воскресная встреча клуба перед предстоящим двухмесячным периодом поста, который начинается в следующее воскресенье начинается, разлука до Пасхи и ещё дальше, месяца два. «Какая досадная помеха! Нам бы клубиться клубом Петра и Февронии, ну и что, что Великий пост! Мы мясо не будем есть, а клубиться – тихо-тихо, с не быстрыми, но медленными танцами, чаепитием с сухариками поджаренными – всё будет постным, и чай постный, без молока! Ну, что тут плохого? А там по воскресеньям что-то другое будет, будут пассии». Это что-то такое католическое, как знатоки говорят. Говорят, что-то там такое Пётр Могила придумал. Сомнительный святой! У него много общего было с польскими королями-католиками, да и вообще с католиками. Пассии по воскресеньям вместо молебнов и постных, совсем постных чаепитий для молодёжи... И весна зашумит — не та весна, которая сейчас, подозрительная, в зимний период. А может, снег пойдёт. Может, возьмут лыжи и пойдут кататься – кто знает. Весна, кровь будет бурлить, грудь будет вздыматься, «и даже пень в весенний день берёзкой стать мечтает, как (в песенке)». Нет.
    Пассии. Воспоминания. Четыре воскресных вечера Великого поста – воспоминание страданий Господа. Мук за нас с вами. Не придуман Тот, Который перевернул календари всего мира! Раньше время отмечали в каждом царстве-государстве от времени царствования того или иного императора. «В пятнадцатый день пятнадцатого года правления Тиверия Августа явился великий пустынник Иоанн Креститель…» с Как-то так написано. Подсчёт времени – от Тиверия Августа, римского императора. И так в других странах; Китай, к примеру, свой отсчёт ведёт. И вдруг все начали считать от Рождества Христова. Редко кто там что-то своё ведёт, опять же китайцы про мышку, про зайчика: «год зайчика», «год мышки»… Он перевернул не только календари, но и всю Вселенную. И звёзды стали выстраиваться крестом, их знаками была выведена надпись на небе: «Сим победиши!», – после мучительной молитвы перед предстоящим боем Константина Великого с Максентием, когда восточный правитель должен был сразиться с западным. На западе ещё лилась кровь христианская, а на востоке уже остановилась. Как победить этого злого, беспощадного правителя? Посредством Истинного Бога Иисуса Христа, страдальца. Войско Максентия было сильное, многочисленное – как его победить? Молился Константин Богу сильно, и звёзды выстроились крестом, и надпись на небе из мелких звёзд появилась: «Сим победиши!». С Крестом! И быстро везде кресты появились: на сбруях коней, на шлемах боевых, на знамёнах. И пошли в бой с Крестом в сердце воины Константина Великого. Крест в сердце – это так: «Раз Господь пожертвовал Собой, и я, я пожертвовать готов собой ради Христа!». И победили, и стало единое, огромное царство-государство – христианская Византийская империя. И другие знамения на небе появлялись. Вот звезда привела в Вифлеем звездочётов, указала место, где народился Спаситель Мира. Это был их язык – язык звёздный, понятный звездочётам с Востока.
    Перевернул Христос, повернул, увлёк, настолько перевернул нас с вами, что мы, читая Ветхий Завет, поражаемся: «Как мог святым быть царь Давид, который крошил людей, просто расчищал землю для народа Божьего, народа израильского?». Тогда народ израильский был Божьим, единственный в мире – Руси, России ещё не было, были отдельные славянские племена язычников. Давид перепиливал пилами людей, мозжил головы младенцев-язычников! Как он мог быть святым?! Очень просто: нас коробят все эти методы, потому то мы люди новой эры, Христовой эры. Он внёс внутрь нас любовь. У нас не сочетаются святость царя и это крошево человеческих тел… Рубил, пилил, кромсал, строгал, мозжил, плющил царь Давид, и однажды стало жалко ему, как мы помним. «Не могу, – говорит, – Господи, не могу. Оставлю в живых детей, и стариков, и женщин. Не могу!». – «Ну, тогда пожалеешь». – «Не могу! Не понимаю я, Боже, почему я должен пожалеть, но не могу!». Вы все знаете продолжение этой истории печальной. Потом будет ужас. Женщины-язычницы оставлены живыми, младенцы подросли, язычники стали справлять свои языческие культы, а языческие культы обожествляют человеческие страсти: похоть, блуд, невоздержание, пьянство, – и всё это обожествляется. «Бог вина», «бог блуда»... Веселятся все, оргии устраивают, свальный грех, ужас какой-то. Иудеи всё видели это рядом. И стали этих недобитых женщин-развратниц брать себе в жёны, да и младенцы подросли, стали красавицы жгучие, развратные. И народ Божий развратился, живя рядом с ними, рядом с недобитыми, стал перенимать их скотские обычаи. Всегда – и тогда, и сейчас (но нам важно то, что было тогда, во времена царя Давида) – человек был более падкий на грех, чем на богоугождение. Грех не требует напряжения от человека. Прямо кидайся – и всё. Плыви по течению страстей. Как всё идёт, пусть так всё и идёт. А для богоугождения порой надо против течения, против всех идти, быть белой вороной, наступать себе на горло, борясь против страстей ради чистоты души, ради свободы в Боге. И отстали от своего Бога развращённые иудеи по причине недобитых язычников. И заплакал Давид: «Господи, что я натворил?!». Но даже если бы он их просто связывал и отводил в сторону, а не разбивал, перепиливая, кроша, плюща, просто связывал и уводил куда-нибудь на другую территорию, как говорят сейчас, «на лесоповал», это бы не испугало язычников. Они бы набрались силы и снова пошли бы на Давида. Но когда он их плющил, когда он их перепиливал, когда устраивал кровавое месиво из них, они в страхе и ужасе были. Это язык, понятный для кровожадных язычников, для тупых, для похотных, не способных к высоким переживаниям христианской души. Язычники боялись царя Давида, боялись! Поэтому и поступал так Давид. Время такое было, и только такие меры могли обуздать злобу языческую, достать до нутра развращённых донельзя человеческих нравов, да и сами иудеи были жестоковыйные, не понимали Господа своего, не принимали Его милосердия…
    Высокомерие мнимой праведности говорит «нет». Истинная праведность, истинная святость несовместима с милосердием Господа. Господь и Его святые наказывали милостью, а Его бездонное милосердие столь велико, что ключи от Рая Он отдал святому человеку, Петру, но от ада – никому из людей. Никому! Не хватит даже самому святому глубинного понимания человеческих душ, жертв вольных и невольных дьявола, поработившего мир, и поэтому Он держит у Себя ключи. И мы должны бояться осуждать грешников, молиться за них, быть осторожными в общении с ними, чтобы не перенять от них мерзости, прежде всего, непочитания Христа и веры нашей.
    Но кто может сказать с уверенностью, что этот хулиган, ничтожный развратник, ворюга, в аду? Кто первый вошёл в Рай? Великий Авраамий, отец народа Божия?.. Величайший из рождённых женами, Иоанн Креститель?.. Разбойник, кровавый человек! И, смотря на его жизнь, – а он грабил, убивал, насиловал, был безжалостный, настоящий кровавый человек, – никто не замечал у него в жизни чего-то такого, что могло его оправдать перед лицом Божиим. Поступков, за счёт которых это могло произойти, не было. Не было, того, чем бы он искупил свои кровавые грехи. Но, умирая на кресте рядом с Господом, он выдохнул, и этот выдох покаянный стоит многих наших лет раскаяния, борьбы с собой за очищение души. «Помяни мя во Царствии Своем», – сказал он, умирая, задыхаясь на кресте, но не поддаваясь общему психозу, когда плевали на Христа так же умирающие. Как умирает человек? Что проносится перед умирающим? Вся жизнь проносится. Что уже не видимо для нас, отступающих от постели его, смертного одра, и знающих его пагубную жизнь, но кто из нас может сказать с уверенностью, что он не выдохнул покаянное, такое же глубокое, такое же результативное для его посмертной участи, как разбойник на кресте? Первым вошёл в Рай кровавый, но раскаявшийся человек.
    Милосердие Божие велико. Но страдания Его мы должны не забывать. Могущество Его превыше всех стихий Вселенной. Власть Его более, чем вся широта созданной Им бесконечности. Она идёт на видимый и невидимый мир. Христос, поместившийся в человеческом теле, и, прежде всего, в теле Матери Божией, как человек был, как беззащитный младенец, и вместе с тем это был величайший Властелин, Творец, Повелитель Вселенной. И Он заставил Себя мучиться на кресте, страдая по-человечески, не имея ни одного греха, иначе не был бы Он Богом... Рвалась плоть под тяжестью тела, повешенного на кресте. Кованые гвозди рвали жилы, причиняли неимоверную боль. И так – три часа, с шестого по девятый. Вселенная не выдержала этих страданий. Наступило затмение, превышающее по длительности во много раз солнечные затмения. Самое длинное солнечное затмение – минут 45. Здесь – три часа мрака. Треснула твердейшая базальтовая скала Голгофы, трещина ушла внутрь. Здесь был Крест установлен, и трещина ушла под Крест – теперь это видно всем посещающим, туда записки бросают с просьбами ко Господу. Ожили мертвецы, и стучали в двери, и им открывали, и в ужасе были люди: возвращаются ожившие мертвецы в Иерусалим! А где-то расцветали цветы не вовремя, вопреки сезону.
    И нельзя было иначе спасти нашу натуру, вернуть жизнь в нашу плоть, чтобы, умирая, потом каким-то образом, постепенно, мы выходили из смерти. Но нам нужен был пример настоящей любви. Пример ясный, пример свободной любви. Любовь – это всегда жертва. Это не эгоистичное похотное чувство: «Я хочу тобой обладать, очень сильно хочу». Отелло называет это любовью: «Я тебя люблю!» – А потом душит Дездемону, клявшуюся ему в любви. Это не любовь, это похоть. И Господь внушает нам посещать его страстными, полными слёз, и Христа, и наших. Неужели тебе важнее помешивать чай в кругу девушек, когда в храмах все верные христиане заняты другим? Стоят у Голгофы, которая угадывается в центре храма, и читается истинная история Христа из рода человеческого, Его страданий на Кресте, Евангелие страстное.
    Итак, всему своё время. Точно так же, когда в пост – любой пост – супруги не живут, а завязывают узлом, чтобы не сорваться. Супруги! А не-супруги вообще должны воздерживаться от такого, удерживать себя. В этом огромный смысл. Постами – не только Великим, но и Апостольским, Успенским, Рождественским – воздержимся. Под праздники воздержимся – супруги воздерживаются, – под среду и пятницу, под однодневные посты. Воздерживаться – в этом великий смысл и экономия своего ресурса для продолжительных, горячих супружеских отношений. Наши предки рожали детей и в возрасте за 60 лет. Начинали рано и по 10, по 12 детей рожали. Держались крепко православия, расходовали экономно ресурс, и плюс ещё воздержания помогают нам жить ещё и другими эмоциями, помимо этих, супружеских, которые роднят нас со скотом, тех, от которых зачинаются дети. Мы хотя бы в довольно непродолжительные моменты должны почувствовать радость и другого вида в общении с жёнами, девушками, парнями. Это радость Адама и Евы до согрешения. Они не замечали, что наги. Меня потряс в своё время один из любимых моих святых, Иоанн Кронштадтский, сказавший: «А есть такая благодать (и он сам её имел), что, если положишь девицу рядом со мной, я всю ночь до рассвета буду славить Творца. Не прикоснусь, но буду славить Творца». Ноль эмоций похотных, обычных, но радость: какое совершенство создал Господь! Идеальная для материнства, идеальная для мужа, для всего идеальная. Гармония всех качеств. А мы смотрим на неё только с вожделением, только электризуемся... Но ведь там, за облаками, где нас всех ждут по окончании жизни земной, там, в Царствии Небесном, все будут братья и сёстры. Как нам не хватает этих свободных, радостных отношений! Тут один говорит: «Батюшка, я заглянул к вам на молебен Петру и Февронии. Я не знал, что так можно общаться людям разных полов, как это было после молебна! Ну, никак не представлял. Дети так могут общаться: радоваться, сидеть рядышком, жмуриться, что-то обсуждать, – но чтоб взрослые люди! Не представлял, что есть такой уровень общения – естественного, открытого». Я ответил: «У нас так не всегда. Бывают «лётчики-перехватчики», которые увидят девушку посимпатичнее, и вот уже слетелись к ней, начинают давить, а потом она говорит: “Батюшка, я так хочу у вас не только помолиться, но и за чайком посидеть, там обсуждают интересные проблемы, Вы выступаете – интересно! Но не дают мне покоя хлопчики. Отбивают всякую возможность слушать, сидеть, жмуриться оттого, что так здесь хорошо. Просто давиловка, выдавливают! Их интересует только одно: Ваш телефончик? Замужем Вы или нет? А где живёте?”».
    Очень важно нам прервать полосу непрерывных «клублений», клубовских общений, во всяком случае, в рамках молебнов и чаепитий. И, конечно, покаяние, воспоминание о страданиях Христа, борьба за очищение души очень важны для нас. Лопаются семьи, трещат по всем швам, потому что дремлют некие силы во всех нас. И нет-нет, мы без всякой кривизны в своих словах, очень искренне, даже люди возрастные, говорим: «Вот это девушка моих снов! Вот здесь всё, о чём я мечтаю! Батюшка, венчайте нас!». Батюшка попробует их притормозить, а они уверяют, что уже очень долго дружат, целых полгода… Батюшка их венчает, и через короткое время они начинают жаловаться один на другого. Обознались. Чего так? Чего так быстро? Она же тебе снилась, и вот она наяву – пожалуйста! И у тебя был первый брак, и был второй, и ты понял, что бывают ошибки. Теперь ты должен был на собственных ошибках научиться! Это потому, что дремлют некие силы внутри. Они как бы отсутствуют, эти змеи, в норах лежащие, а потом вылезают и бьют наповал. Они, гадины-страсти, умеют это делать. Вот для их обуздания, чтобы увидеть их в себе, обнаружить их, и есть очень важная дорога поста. Воздерживаясь не только от мяса, но и от гневливости, унылости, всякого рода лености, осудим их, чтобы быть чистыми или чтобы значительно обессилить те стихии внутри нас, которых церковь называет «дикие вепри», те, что не поддаются нашему сопротивлению. Страсти ломают, сокрушают и браки, и самые благочестивые планы человеческие – всё они сокрушают. А вот постом они ослабляются. Постом, который не только в пище.
    Итак, «петрофевроньевцы» должны задуматься и соблюсти баланс. Весна весной – ноздри раздуваются, грудь начинает ходить учащённо, весна идёт, и даже тяжко болящие не могут не замечать этого напора тепла, и паров, и запахов, исходящих от просыпающейся земли. Вместе с тем вспомним путь шерпа. Шерпы как ходят? Взвалит он тонну на себя, полтонны, и идёт, глядя в землю, идёт неспешно, не рывками, тащит в гору свой груз, профессионал по тасканию тяжёлых грузов. И мы дорогой поста должны быть этими духовными «шерпами». Без рывков, без надрывов поста, без того, чтобы бросаться на амбразуру, а потом, отвалившись после крепкого воздержания, сказать: «Так, молодец, победил на этой неделе поста! А дальше можно отдохнуть, тусоваться своими худыми боками, обтянутыми щеками…». Это не годится для поста. Ровный должен быть пост при старте в первую неделю, без дожёвывания постной пищи уже в первые дни.
    И как итог: Господь настолько любит всех нас, настолько переживает муки нашего одиночества, что готовит нам где-то там, за поворотом, временным поворотом полные пригоршни Своих даров. Только бы мы не роптали, и только бы мы не считали, что наша мудрость выше мудрости Христа, нашего Небесного Отца. Он хочет, чтобы мы сами в себе обнаружили тех самых змей страсти, чтобы мы подправили себя, даёт нам постовые службы, и готов дать Свою силу, нам недостающую, если мы будем действительно нуждаться в ней и бороться с грехами. И на пиру Он был в Кане Галилейской, и в народе Он никому не отказывал, всем приходил на помощь. Оставлял 99 справных овец и спускался за какой-нибудь одной глупышкой, свалившейся в расщелину, хотя это было в бурю, хотя это было для Него опасно. Он спускался за одной в пропасть, оставляя 99 справных.
    Велик наш Господь, и велико всё, что от Него".

    Спаси Господи Вячеслава С. за запись проповеди и Василину Б. - за ее расшифровку.
    Лия Ковалева
    Модератор форума
     
    Сообщения: 466
    Зарегистрирован: 21 сен 2011, 21:54
    Откуда: Москва

    Вернуться в Проповеди

    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1