• Отметить все форумы как прочтённые
  • 07.02.2010 + Аудиозапись

    Подборка проповедей о.Алексия Гомонова на воскресных молебнах Петру и Февронии

    07.02.2010 + Аудиозапись

    Сообщение Максим Тихонов » 14 фев 2010, 23:12

    Propoved Putinki 07.02.10.MP3
    Скачать запись
    (15.85 Мб) Скачиваний: 419

    Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

    Итак, последний молебен перед Великим постом, следующий будет уже на Пасху, 11-го числа, если доживем, будем стараться дожить. Впереди пост – очень важная пора для желающих иметь счастье в супружеской жизни, очень важная пора. Пост вырабатывает терпение, конечно же, если рассматривать его не как отказ от масла, яиц, молока. Мол, продержусь на капусте с грибами или на картошке с огурцами, подумаешь, Великий пост! Нет, дорогой мой, воздерживаться придется не только от привычной вкусной, лакомой пищи, да, постная пища должна быть не лакомой, как в монастырях. Шмяк тебе тарелку с кашей, просто каша, но какая она душистая, почему-то в монастыре она естся на ура. Дома не так, потому что дома со всех углов смотрит на тебя другая пища, другое все на тебя глядит. А в монастыре простота и что-то иное в цене, каша – это так, чтоб не зачахнуть, чтоб добежать до этого самого главного, что в цене. А что же там в цене? – Сила духа. Там все богатыри духа. Смотришь, согнутая старушка в драном подряснике, трудится она, что-то делает. А дух у нее! Сколько она выдержала нападок со стороны окружающих, сколько болезней она претерпела и на чем-то застабилизировалась, сколько родственники атаковали ее и напрямую, и в мыслях, и во снах по ночам, сколько враг «кусал» ее со всех сторон, пытался сдернуть с этого места – все выдержала, какая сила духа! Все там, все пробуют себя на силу духа, ну, а каша, щи, а просто чай или просто компот готовятся без того, чтобы полакомиться. Хлебнул, перевел дух, пожмурился плечом к плечу с рядом сидящими, послушал чтение полезное, вместо разговоров за столом там читают, и пошел дальше делать главное, трудиться.
    Итак, пост – это не только воздержание от лакомой пищи привычной, пост – это воздержание от всего того, что не сочетается с постом, но силится влезть в твою душу, влезть в твой мозг, завладеть тобой, «закрутить» или вырвать тебя с поста, или свести его к подвигу геройства. «Молодец, я держусь, еще осталось немножко, продержусь и скажу, что я пропостился, подумаешь, трудно!». Никакого геройства, пост – это терпение, закалка в терпении, я говорю мирским языком. Пост – это закалка в мужестве, – чего только ни предлагают, чем только не страшат меня: «Это тебе плохо, это тебе повредит, что ты делаешь, надо постепенно, а ты сразу взялся!». Мужество требуется, решимость, решительность, ну, и на фоне этого воздержания «лезет» из человека изнутри, только успевай хватать, распознавать и в печку в топку бросать. Вот что такое пост. На фоне воздержания из тебя «полезет»… «Ничего не полезет, батюшка, я уже постился». Полезет то, что не совместимо с требованиями к христианину, с евангельскими словами. Ты не следил за собою через матрицу, клише, призму Евангелия, ты просто терпел, жил, как привык жить, и не боролся с тем, что чуждо Евангелию, чуждо тебе должно быть, как христианину. А там столько «лезет»! Вот повысилась раздражимость. Непостящийся человек, недуховный человек скажет: «Как же не раздражаться, я ослабел, я пощусь, мне теперь труднее жить, труднее сдерживаться. Они этого не понимают, что я пощусь, ослабел, что мне труднее сдерживаться, и они не считаются со мной. Я имею право показать им, что и у меня нервы есть, что и я могу сорваться, а что тут такого?». А мы говорим: «Это страсть гнева, страсть самолюбия, страсть нетерпения, страсть раздражения – это же цепные псы, которые охраняют гниль в твоей душе». Ну, попробуй-ка подойти к гнили, если твой ум начинает все объяснять: «Я устал, они должны со мной считаться».

    Вот «полезло» из тебя уныние – постом ведь развлекаться нельзя, телевизор, кино, театры, нет, не совместимо никак, не под каким соусом, даже православные постановки, нет. Постом ничего не должно влезать в мои глаза и уши, я пощусь. Я веду работу по очищению своей души, я замыкаюсь на все два месяца Великого поста даже от православных передач, от кассет. Может быть, даже от показа по телевизору Патриарха я откажусь, я прочитаю потом, что он говорил. И уныние так «полезет», и церковь станет таким тираном в твоем уме. А тут еще воздержание от супружеских отношений. «Господи, ладно, потреплю». Но уныние будет грызть тебя, ум будет тебя оправдывать: «Как же, ты же еще не Серафим Саровский, не Авва Дорофей, ты же не можешь заполнить всю свою жизнь Евангелием и молитвословом. Ты – мирской человек, нет, ты можешь себе позволить, ты должен себе позволить, чтобы не зачахнуть, ты постепенно все будешь делать, отказываться». Держись, христианин, довольно примитивная работа с тобой ведется, все через это проходили истинно постящиеся, держись. Хотя бы десятый раз мой пол дома за день, только не развлекайся, только ничего в ум не должно войти, помимо тишины, а тишину получают молитвой, какие знаешь. Из головы все выбрасываешь через молитву, молитва заполняет ум, и все. Даже пение того, что знаешь из богослужения неприлично, хоть оно и духовное пение части службы. Неприлично – это будет как навязчивая песенка, да, богослужение, да, но ты должен тогда стоять на вытяжку, как на богослужении, стой и пой. Не хочешь – тогда лучше молитва: «Господи, помилуй. Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Или молитва мытаря: «Боже, милостив буди ми грешному». Помолился, отбил все наскоки мысленные, чувства все потоптал ненужные, жалостливые к себе, всякое негодование к церкви, к батюшкам, к святым отцам с их уставом. Все прогнал молитвой, и опять тишина. А ты себе что-нибудь делаешь, трешь, порешь, шьешь, пишешь письма тем, с кем давно не общался, выписываешь из книг духовных. Как Александра Федоровна, она не только постом читала, жадно наверстывала упущенное – протестантизм не дал ей такой возможности, жадно выписывала из святых отцов то, что ее «кольнуло», «обожгло», показалось весьма значимым. «Ведь это понадобится для моих детей, для моих знакомых, я выпишу самое-самое главное». Так сложились целые дневники Александры Федоровны Романовой, царицы.

    Кроме уныния, не говорим про болевые ощущения, «сосисочный» сон, который может терзать очень сильно, весьма сильно, так, что даже скрутит желудок, бывает поначалу. Здесь нападает еще то, что у тебя есть слабого. У кого-то выпивка – что бы ни делал, будешь думать о ней, о выпивке. У кого-то это многословие. И так, и так будет ходить вокруг телефона, подходить, отходить к двери из квартиры. На работе будет туда-сюда ходить – я пощусь, но постарается удовлетворить страсть многословия через философствование, богословствование, вроде бы полезное, да, ничего не полезное. Скажи прямо: «Я болтун, только вот теперь подбираю тему приличную, чтоб все-таки наболтаться, хоть и за чаем». А чая при этом пьется немеренно, потому что одна страсть болтовни потянет другую, рука сама будет наливать, отхлебывать, подкладывать себе, искать, хлопать дверцей холодильника. Итак, болтовня. У кого-то – блуд, крутить начнет по-страшному, ой, как начнет! Да это же Господь тебе показывает, с чем бороться в первую очередь! Иди скорее к батюшке, кайся, спрашивай у него и у святых отцов. Прямо доставай любую книжку – «Добротолюбие», Авву Дорофея, Игнатия Брянчанинова, кого угодно, и смотри по содержанию, по главам, вот многословие, как с ним бороться, и борись. Вот блуд, блудная страсть, как с ней бороться, и борись. Уныние, борись, прямо вот тебе Господь показывает… Сорвало кран, чинил, содрал кожу, залил соседа, казалось, починил, только отвернулся – рвануло. Пошел куда-то отлучился, рвануло, залило, и кажется, все одно к одному, и ярость найдет, и ропот найдет, и достанется ближним, если не один живешь. Лучше, чтоб один жил, уходи в затвор на время поста, если ты невыносим постящийся для домашних. Лучше в затвор уходи, на третью полку. Это попустит тебе Господь: и кран, и содранную кожу, и пролив тобой неправильно, неквалифицированно установленного крана, патрубка. Это все Господь попустил, кто-то ключи потерял, у кого-то украли одновременно и перчатки, и документы, и еще что-то. Все это Господь попустил, чтобы обнаружить в тебе или терпение христианское, или нетерпение. Со вторым опять на исповедь, к святым отцам, к батюшке, как бороться. Лучше к святым отцам, батюшка всех не проназидает – он один, а может, он всего и не знает, читай сам.

    Вот как полезен Великий пост! «Батюшка, а пришли мы молиться на последний молебен о супружеском счастье». А я и говорю о супружеском счастье. Если ты болтун, какое может быть супружеское счастье, вот постом оно и «вылезет». Если ты с ним не будешь бороться, то ты будешь болтать, обещать своей жене, мужу, домашним, всем наболтаешь, всем наобещаешь, время пройдет, ничего не успеешь. Какое тут супружеское счастье семейное? – Это просто беда болтун – член семьи, особенно если это глава семьи, муж, Господи... А если ты нетерпеливый, раздражительный, ну, подумаешь, кран сорвался, ну, подумаешь, украли чего-то там, голова-то на месте. Ведь сколько в семейной жизни, сколько надо потерпеть до свадьбы, после свадьбы, во время притирки, во время, когда уже казалось «седина в бороду», и уже ничего опасного не грозит. Сколько терпения надо иметь, мужества, а пост у тебя выявил, что ты нетерпеливый. А что, какое счастье, если ты нетерпеливый? – Это просто беда. Или ты не терпишь болезней, болезни случаются. Самые эпидемии Великим постом, это же весна. Врачи говорят: «Недостаток витаминов, авитаминоз». Они говорят, что слабая медицина, слабая профилактика. Ничего подобного, Господь так устроил, чтоб поболели, но не для того, чтобы обороноспособность или экономическая мощь государства упала резко, тогда бери нас голыми руками. Нет, чтобы прыть с нас исчезла, чтобы просыпающаяся природа, она будет просыпаться Великим постом, не свела тебя с ума. Там, после Пасхи тебе закаленному постом, тебе немного укротившему свои страсти, там Господь покажет расцвет природы. Ты там покрепче уже будешь, а здесь ты болеешь, Господь дал. Конечно, медицина слаба, но… Итак, как ты нетерпелив в болезни, как ты из крайности в крайность, как ты не хочешь лечиться, капризничаешь. Ты отказываешься лечиться не как Серафим Саровский, который уходил в молитву, полностью представляя себя, свое душу и тело Матушке Божией, Царице Небесной. И терпел донельзя, потом она являлась, Богородица, называла его «любимче», касалась своим жезлом и исцеляла его. И он был не посрамлен со своим терпением, в своей надежде, а мы не хотим лечиться, потому что мы нетерпеливы. Опять нетерпение, опять какое семейное счастье, если не пост, если не борьба с нетерпением постом?
    Уныние, Господи, какое же счастье может быть в семье, если человек податлив на уныние? А вот постом оно «вылезет», даже до поста начинает «вылезать». Ты уже представляешь, как наступит воскресенье, когда последний раз можно есть мясное. Ты уже задолго до этого переживал, а там и масленица «убежит», и заранее начинаешь переживать уже первую строгую неделю поста и остальные, и особенно последнюю. Уныние «вылезло» – борись с ним, кайся, молись, ни с одним грехом сам не справишься, сколько ни обещай. Уныние, раздражение, нет, своих сил, на это сил твоих не хватит, потому что здесь речь идет о перерождении. Сил твоих может хватить заставить себя встать утром или подольше поработать, может хватить сил для того, чтобы еще что-то сделать физическое, но для духовной борьбы нужна сила свыше. Потому что речь идет о перерождении – раздражимый должен стать спокойным, похотливый, обжора, многословный, болтун должен стать выдержанным во всех обстоятельствах жизни. Даже когда ты прекрасно знаешь тему, предлагаемую тебе, но она не вовремя, ты мог бы развернуть целую лекцию, но ты сдерживаешься, ты знаешь, что ты болтун, что не время, и удается сдержаться. Здесь опять своих сил недостаточно. Итак, постом очень нужна Божья сила, без нее ничего не победишь, даже если обнаружишь и захочешь бороться, только к Богу обращаться. Как? – Молитва твоя, твоего духовного отца, богослужение, исповедь и причастие. Итак, унылый человек для семейной жизни не подходит, или придется тогда бороться с этой плесенью вдвоем уже, мужу и жене. Ужасная вещь – уныние. Человек еще не умер, а уже неподвижен, человек еще не тлеет, а уже «пахнет» так своим настроением, что делавшие попытки развеселить его махнули рукой и сами заунывали. Тление, дух унылый заразил, как бациллы, как болезнь заразная. Лучше с таким не иметь дело с унылым. Смотрим на молебне Петру и Февронии, не на молитве, конечно, по сторонам, а за чаем смотрим, кто унывает. Унывает – может, он унывает временно, может, у него чего-нибудь сегодня случилось и болит. Понаблюдай за ним через неделю на следующем чаепитии, присмотрись, особенно если он просит номер телефона. Присмотрись, если заметишь следы уныния, будь осторожна, он ненадежен в семье, семейное счастье с ним весьма-весьма под вопросом.

    Ну, а постом интересно наблюдать «молодцов», о, как они в начале поста сверкают, ну, просто адаманты. «Я не ем, не пью, не сплю-не устаю, и так уже много лет, много Великих постов». Какой храбрец, как за ними интересно наблюдать постом! Все это быстро хвастовство пройдет, сойдет быстро-быстро, в середине поста потускнеет молодец, начнет искать оправдания своей тусклости, нет, не тусклости, тухлости. Начнет «покусывать» окружающих, лучше бы он поел мяса, курочки, нет, он обещал самолюбиво: «Нет, я не ем, не пью, я герой, да мне это запросто, я адамант». А из него «лезет» – а он неуживчивый, а он зыркает, а он несдержанный. У святых отцов раздражение – это признак того, что пора ослаблять пост, ты, по всей видимости, если раздражаешься на всех и на все, меру своего воздержания превысил. Это выше твоих сил – начал бросаться на всех, а храбрец наш свое раздражение объясняет другими причинами, сверхъестественными, мировыми проблемами, которые на него навалились. Забавно за ними наблюдать за такими Великим постом, если сам не пристроишься к нему также фантастически, умопомрачительно поститься. Тогда этого не заметишь о себе, оба будете забавны. Итак, пост очень важен для тех, кто готовится к супружескому счастью, желает его, да все хотят супружеского счастья. Он ведь один в году, его лучше захватить целиком, потому что у него есть коридор, анфилада комнат, все более и более выводящих к главной, у него есть центральная зала, у него есть дальше выход оформленный. А если не сразу входишь в пост, если пытаешься откуда-то сбоку, откуда-то сверху в него, как парашютист прыгнуть, то не будет у тебя этой ровности, этой естественности.

    Итак, последний молебен Петру и Февронии, все, что говорилось, относится к нашей цели, цели собравшихся здесь, семейному супружескому счастью. Страсти-цепные псы, греховные привычки, слепота – не видишь себя и цепляешься к другим, все это удобнее, а может быть, вернее только Великим постом обнаруживается и истребляется. Ну, если не истребляется, то хотя бы ослабляется. Не отвергнем Великого поста, примем его сразу и весь, без крайностей: «Сам себе разрешу то и другое или возьму на себя подвиг афонских старцев, самый строгий устав поста афонский». Нет, средний, тот, который советует нам Матерь-церковь, ну, может быть, какие-то особенности твоего духовного возраста, твоего состояния здоровья учтет батюшка, внимательный твой духовный отец. Но ничего не прибавлять к этому и не убавлять самостоятельно. И главное, это, конечно, обнаружить в себе эти страсти, этих тиранов и начать борьбу с ними, бороться с ними 7 недель надо, не ослабляя ни одной недели, ни одного дня, потому что пустынники боролись со страстями, постясь все дни в пустыне. Где там пышные столы, где там мягкие перины? И они там на борьбу со своими страстями тратили много долгих-долгих лет сосредоточенной духовной жизни. А нам предлагается всего 7 недель, хоть бы обнаружить в себе страсти постом, скрытые, еще неведомые, хоть бы сбить шапку с них, хоть бы в чем-то их ослабить, тогда веселее будет рядом с нами живущим. А это кто? – Это члены нашей семьи, которую пытаемся создать, счастливой семьи. Аминь.

    07.02.10, о. Алексей Гомонов, храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках http://www.club-pif.ru
    Максим Тихонов
    Член клуба
     
    Сообщения: 864
    Зарегистрирован: 22 июл 2009, 00:43

    Вернуться в Проповеди

    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1