• Отметить все форумы как прочтённые
  • Проповедь. О духовной радости

    Подборка проповедей о.Алексия Гомонова на воскресных молебнах Петру и Февронии

    Проповедь. О духовной радости

    Сообщение Лия Ковалева » 25 ноя 2017, 21:15

    Проповедь отца Алексия Гомонова в Клубе во имя святых Петра и Февронии

    "Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь!
    Во второй половине августа - краткий, очень строгий Богородичный Успенский пост. Изобилие плодов земных: виноград, дыня, груши, яблоки, персики – всего помногу. А тут строгий пост. Пост призван нас достойно подготовить к празднику, который стоит в конце поста – Успение Божией Матери. Строго поститься, воздерживаться от телесных услаждений, свести их к минимуму – задача постящегося. Дело это очень важное, это для того, чтобы в душе человека, да и во всем существе человека, все более и более зарождались духовные чувства, духовная радость. Без этого зарождения и укрепления в человеке духовных чувств, (самое высшее из них – духовная радость) невозможно жить христианину. Христианин, не понимающий, что такое духовная радость - это существо не духовное, значит, он не христианин, он – язычник. Скорбящий о том, что длится очень сильно пост, долго, как это иногда бывает Великим постом, не то что строгим, но 7 недель, скорбящий о воздержании поста или скорбящий о скором наступлении поста: «Скоро перестанем есть молочное, надо наесться, и рыбки, и всяких утех. Надо поскорее набраться , скоро воздержание, скоро всего этого не будет..». Такое переживание потери телесных радостей, услаждений земных чувств, такая скорбь по утере их обратиться великой скорбью при умирании! Великой! «Теряю все!»
    Я недоумевал, когда узнал, что повесилась хозяйка соседней дачи, при том, что муж ей не изменил. Она выделялась всегда шумностью, она спорила со строителями «Не так балку кладут, не так чего-то там». Но обычно контролем строительства занимаются мужья, а здесь женщина. Такая энергичная, так она там руководила строителями. Муж при этом ходил, посматривал - а что еще вставить? Жена все управит. И вдруг такая энергичная женщина – повесилась. От чего? У нее наступил климакс. Я думал, что это за климакс такой, отчего люди вешаются? Ну, некоторые вешаются, когда узнают, что рак у них. Серьезной стадии. Надежды на выздоровления нет. Глупые люди! Вешаются! Ну, здесь как-то понятно- рак. А здесь какой-то климакс. Что такое климакс! Повесилась, такая энергичная женщина! Не то что какая-нибудь апатичная. Надоело жить, тянуть какую-нибудь болезнь, тоска, нужда. А здесь дача, муж. А враг увидел, что она тоскует, что закончилась какая-то часть ее телесных услаждений. Надавил на самолюбие, усугубил в ее сознании существующую проблему с малыми потерями до величайшей трагедии, и она повесилась. Ерунда какая-то. Некоторых людей, мучающихся от алкоголя и мучающих других людей, которые теряют все - работу, семью, не говоря о том, что теряют здоровье, я предлагаю вступить в наше общество Иоанна Кронштадтского. Для них несусветная беда дать обет на воздержание от алкоголя и лишить себя радости. Да какая это радость? У тебя, как у любого алкоголика, потеряна возможность умеренно принимать алкоголь. Умеренное питье для тебя невозможно, ты останавливаешься только тогда, когда все уже, в запое и до визга поросячьего, все теряешь. И другие страдают. Но тебе же лучше будет и всем твоим ближним, чтобы все не потерять. Даже возродиться можно, дав обет воздержания от алкоголя, и молитва тебе поможет, Господь поможет. А в его сознании он теряет столько радостей в жизни, и, погибая, не хочет вступать в общество, где будут твердо стоять в воздержании, на позициях жизни активной, но безалкогольной. Трагедия для него жизнь без алкоголя, хотя он и губителен для него.
    Молодой мужчина. Жена психически заболела и уже не может с ним жить. Жена ушла. Она, как говорит, дошла до крайней степени терпения из-за его причуд, а вместе с собой унесла плотские наслаждения, которые для этого мужчины, при потери их, при удалении жены, показалось великой скорбью. И он стал таять на глазах. Опять же:
    -У тебя онкология?
    -Нет.
    -Ты стал инвалидом?
    -Нет
    -В силу каких-то обстоятельств ты впал в крайнюю нужду, нечем детей кормить?
    -Нет.
    А он бизнесмен, православный. И как всякий православный человек он понимает, что блуд-это смерти подобно. Но вместе с тем, и утрату телесных супружеских наслаждений- жена ушла- рассматривает, как трагедию. И у него на почве переживания даже появилась множественность болезней. Врачи говорят, что это вред от воздержания, толкают его на блуд. Я ему говорю, не верь врачам. Если воздержание было бы так вредно, то монахи и монахини вообще не доживали бы. Они же в воздержании всю жизнь, у них нет этой части плотской жизни. Обрати внимание, что монахи в отсутствии плотских блудных услаждений живут дольше обычных людей. Все монахи-долгожители по сравнению с семейными, с мирскими. Они не просто влачат долгую жизнь, они камни ворочают. У них работоспособность, притом, что сейчас они постом даже рыбу не вкушают, молочное не вкушают. Как мы говорим: «Ну, мне это повредит, я много работаю, я ослабну!». Чем только не оправдываем себя! Они постятся все строго по уставу, сотнями кладут поклоны. Какая-нибудь монахиня старая: ноги колесом, руки-крюки, спина деревянная –она кладет сотнями поклоны каждый день! Вот выходят все в Дивеево в женском монастыре на сестринское правило ни свет ни заря. И сначала у них полунощница и поклоны сотнями. И молодые монахини, и старые. Кладут-кладут-кладут, под ними все коврики вытерты коленками, локтями, ладошками. Раз воздержание вредно, раз воздержание губит, и поэтому у нас врачи говорят: «Один живешь, да? Простата? Тебе надо заиметь подружку на стороне. Ну жениться, конечно, хорошо, ну если нет жены, давай тем или иным образом разряжайся. Воздержание вредно». А монахи? Они разряжаются что ли? Если и разряжаются, то в поклонах. Вредно воздержание – это когда насмотришься тайно, намечтаешься на эту тему, а потом горишь. Вот за то, что позволил себе разгореться в мыслях, в чувствах в наказание за согрешение чувств оно бьет по твоей физике.
    И так многие говорят, вот поскорее бы закончился пост, вот заживем. Святые отцы говорят, для того, чтобы иметь вечные муки, ад не нужен. Как только расстанешься с телом, а значит, и с телесными услаждениями - тебе ад не нужен, тебе рогатые не нужны, ты будешь мучиться без телесных удовольствий. Вечно без услаждения гортани - чревоугодники, вечно без отправлений половых - ты без тела, вечно без языка – те которые, страдают болтливостью. С наступлением Пасхи нам дают целую неделю – Светлую, когда есть можно все, даже в среду и пятницу, а в супружеские отношения не благословляется. Даже если вы муж и жена, живите как брат и сестра. И что тут начинается! Светлая неделя уже не светлая. Сам по себе помню, как я роптал, когда воцерковлялся. Да что же за издевательство! Неделю до поста терпели, и мясо уже не едят, там блинная неделя, и уже жить с женой. У кого нет жены и мужа, это не касается. Потом 7 недель поста нельзя супружеских отношений, а потом наступает Пасха – праздник праздников и еще нельзя неделю Светлую, да какая же она Светлая? Это какая-то ошибка! Когда радостный батюшка стоял на амвоне и всех поздравлял всех со Светлой неделей, я подумал, он что, издевается что ли? Запрещают с женой жить, так долго терпели, голодали, 8 недель, почти два месяца. И он еще всех поздравляет с радостью? Ну ладно там, Пасхальная ночь, Пасхальный день, а с Пасхальной неделей без супружеских отношений – издевается! Может, с его женой что-то такое, что его это уже не касается, он привык воздерживаться. Но у нас-то жены здоровые, мы-то ребята здоровые – чего он там? А он говорит: матерь Церковь хочет, чтобы вы немножко, хотя бы неделю, узнали радость святых, радость небожителей. Кушать можно все, но по чуть-чуть, потому что живот немножко усох за 7 недель поста. А вот там на небесах святые, например, Петр и Феврония, или Захария и Елизавета или князь Дмитрий и его жена Евдокия московская, они и так радостные, они как ангелы там. Вот поживите неделечку ангельской радостью.
    Строгим постом постилась Матерь Божия всю жизнь, не утратила ни телесной красоты, ни радости жизни, ни благодарности Богу. У нас же есть начатки радости. Допустим, я достойно причастился, хорошо поисповедался или радость почувствовал в Иерусалиме, на Афоне, побывал рядом со святыней, чудотворной иконой, побывал хотя бы секундочку со святым старцем - радость какая! Все выходят от старца, обуваются, потому что к нему без обуви проходят, еле удерживают многочисленные подарки: просфорочки, иконочки, книжечки, брелочки - радостные, все светятся.
    Рассказывают, одна наша прихожанка известная актриса (я ее направил, у нее проблемы были, старец разрешил ее проблемы), когда она вышла от старца, то подумали, что она сошла с ума – она пустилась в пляс! Такая радость была от посещения старца. Это духовная радость! Она ее выражала, как дети. Дети, когда причастятся, начинают прыгать по храму, бегать. Им говорят, что вы делаете? Я сам думаю, ну как их удержать, у них духовная радость выражается телесной радостью. Им хочется попрыгать, повеселиться, пошуметь, они еще не умеют сдерживаться. И нас духовная радость тоже посещает, но реже. Вот в этих случаях прикосновения со святостью, святынями в таинствах. Нам предлагается эту радость взгревать постами. Каноны, акафисты, молитвословия в сочетании с воздержанием способны чаще и чаще нас погружать в эту радость, узнавать ее, тянуться к ней, возбуждать ее в себе. Как старец Паисий говорил: «Не начинай утреннего правила, пока не проснувшись, не коснешься чего-то для тебя особо духовно возбудительного». Какое-то особое песнопение или псалом, которое тебя особо духовно трогает, приближает к Богу. У кого-то это духовный стих или евангельская фраза, или картина на духовную тему. Немного надо разбудить в себе духовную радость, а потом начинай тянуть четку – Иисусову молитву, или читать правило утреннее. Тогда на этой волне духовной радости и укрепишься, и дальше будешь держаться.
    Вот пост призван пробуждать в нас духовные чувства, чтобы слегка приоткрывшиеся когда-то духовные очи сердца, есть такие "чувствилища" у сердца, открывались все шире и шире, чтобы ощутимей была духовная радость внутри нас. Тогда пост будет желанный, особенно строгий, когда застегиваешься на все пуговицы, тогда легче жить. Самые тяжелые посты – это когда наполовину застегнутый. Это Апостольский и Рождественский, когда много рыбных дней. Там больше всего падений и блудных, и осуждений, и ора, перепадов настроения. Такие трудные посты, когда наполовину. Когда застегнешься на все пуговицы, здесь какая-то надежа. Как некоторые говорят, скорее бы Великий пост, скорее бы Успенский, правда, он короткий , но скорей бы этой жесткости.
    Итак, христианин ты или нехристианин? Это зависит от того, насколько для тебя знакома духовная радость, насколько она для тебя важна. А то вешаться от того, что нельзя супружеских отношений – безумие какое-то!
    Один мой знакомый ресторатор говорит: «Батюшка, благословите уехать в Баварию?» !». Это было перед Великим постом. Я ему говорю: «Зачем? У тебя прекрасный ресторан в центре Москвы». « Батюшка, я хочу напоследок поесть настоящих баварских сарделек. Ну чудо, чудик! Молодой парень, ресторатор. Хотел сказать "Катись", сказал «Аминь!». И он уехал. Во радость! Поехать, наесться перед постом, перед периодом духовной радости (конечно, она не сразу, нет) настоящих крепких, ревностных христиан (крепких – это ревностных, они, правда, еще могут падать, они еще могут нарушать пост по забывчивости или еще какой причине). Это люди, которые ждут-не дождутся первой недели Великого поста. Они не едят, не пьют, хотя бы дня два или день. Они ждут этой радости крепкого-крепчайшего воздержания. А некоторые доходят до того, что вообще не едят и не пьют всю первую неделю! У них кожа под барабан натягивается на скулах, глаза сверкают из глубины глазниц голодным блеском, но они радостные!! А здесь наесться баварских сарделек, при том, что ты постоянно пребываешь в ресторане, в одном из центральных ресторанов, там такие кушанья, что нам раз в жизни бы такие съесть! Господи, помилуй! А потом такие люди изменяют. А что? Красивее появилась, чем жена, более зажгла страстишку – человек-то живет страстями телесными, не заботясь, о том, чтобы пошире открылись духовные очи сердца.
    Сколько бы лет ты ни был в ограде церкви, всегда есть, чему учиться. Это я по себе сужу. Иногда как осенит Евангелие, сверкнет таким лучом, как будто перед тобой сверкнул бриллиант какой-то своей гранью, освещенной солнечным светом, и осенил тебя. Начинается новая ступень духовной жизни. Зачем постимся? Ведь тяжело работаю, не совсем здоров, не совсем молод, и так в жизни немного радостей. Есть причина, чтобы поститься - чтобы побольше узнать духовной радости. Эта радость, конечно же, на путях более твердого следования заповедям, она, конечно же, в таинствах Церкви, она от святынь зажигается, умножается, она, конечно же, в таких важных встречах со старцами, но и она в самом-самом близком от нас отстоянии – в духовных поступках и в постах. Аминь!"

    Сердечно благодарим Анну Степанову за расшифровку проповеди! :rose:
    Лия Ковалева
    Модератор форума
     
    Сообщения: 426
    Зарегистрирован: 21 сен 2011, 21:54
    Откуда: Москва

    Вернуться в Проповеди

    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1