• Отметить все форумы как прочтённые
  • Проповедь. Человек внешний и внутренний

    Подборка проповедей о.Алексия Гомонова на воскресных молебнах Петру и Февронии

    Проповедь. Человек внешний и внутренний

    Сообщение Лия Ковалева » 29 ноя 2017, 09:17

    "Человек внешний и внутренний"

    Проповедь отца Алексия Гомонова после молебна свв. Петру и Февронии в Клубе во имя святых Петра и Февронии.

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
    Пора пить чай, устали на молитве, силы на исходе. «Батюшка, если хочешь что-то сказать, говори покороче». А я хотел бы сказать, что есть человек внешний, а есть человек внутренний. Внешний – это такой, каким он хочет показаться. Старается быть хорошим, старается понравиться, многое может потерпеть при этом, чтобы быть хорошим, многое может простить. Есть искусные, весьма поднаторевшие в деле ухаживания. То прямо все у него натуральное, так замечательно, что влюбиться хочется прямо с ходу. И влюбляются. А есть ведь человек внутренний, при этом внешне обаятельном, таком притягательном облике. Внутренний еще лучше что ли, чем тот, что при всем старании показал себя? Да нет же, еще хуже. А тот, который внешний человек, он нам мало интересен. Он придет домой, снимет маску, как пиджак, повесит туда, куда вешают пиджаки, приготовленные на выход. И наденет треники, ну не пижаму уж, но что-то такое домашнее, и будет такой, какой есть. И вот как рассмотреть, какой он есть? Как не промахнуться? Как не впасть в обман, в чары? Девушки тоже обладают искусством артистизма. Некоторые, не без ГИТИСа, хорошие такие, а потом совсем другое видишь, порой с преступным опозданием. Попался, влип!
    Как разглядеть натуру? Ведь важна натура, какой человек есть. А внешне он устанет притворяться. Нет, он будет маску надевать на работу. Как девушки тщательно готовятся к выходу из дома! Волосок к волоску, безупречность, тщательность. Она и помучается спать в бигудях (раньше спали в бигудях), она и не доест. Как это называется у женщин, приведет себя в порядок идеальный, как она это себе представляет, и выйдет из дома, сверкнув очами, встряхнув прядью, и вперед. Хороша! Это нормально. Пусть на работе, пусть вне домов по улице ходят красивые люди. Аккуратные, такие все притягательные! Но этого не нужно, этого обмана, когда выбираешь себе вторую половинку. Ошибка дорогого стоит, тем более сейчас, когда все торопыги такие. Где взять эту проницательность? В клубе Петра и Февронии. Потому что, когда начинают молиться, потихонечку человек уходит в молитву и мало-помалу становится самим собой. Молитва настолько может увлечь (и это нормально), что человек, молящийся, с одной стороны начинает прямо светиться, преображаться. Ведь молитва сильная в храме, и икона с мощами, и священник возглавляет молитву, и в храме Бог ближе, и храм намоленный, и народу столько объединяется в едином порыве помолиться! Благодать! Освящаются люди. Нечто напускное сходит с лиц, и некоторые, не дождавшись конца, уходят, чтобы где-нибудь там покурить, а остаются до конца те, кто станет чуть-чуть или сильно неискусственным, разглаженным молитвой и приближенным к своему естеству. Чай позволит обнаружить человека, как он есть.
    К нам залетал летчик-истребитель. Суровым взглядом обводил храм. «Отец Алексей, здесь ловить нечего». Я говорю, ты чего, проницательный что ли? Прямо все с первого раза увидел? Он говорит: «Я три раза заходил! Здесь ловить нечего». Ну, понятно, кого ты хочешь поймать. Аж, целых три раза оглядывал всех взглядом! За чаем усталые ноги, спины, а я специально вас утомляю, чтобы вы расслабились, тогда все напускное куда-то уходит. Мало кто за чаем снова далеко уйдет, изображать из себя нечто, как он представляет, замечательное, сможет продержать все это на весь чай. Тут надо поухаживать за рядом сидящими, здесь надо постараться, чтобы стаканчик не прогнулся и не облил нижнюю часть туловища сидящего. Ведь стаканчики коварные, гибкие. Здесь нужно не прослыть не хамом. Девушки у нас зорко смотрят! Я их предупреждаю всякий раз, смотрите-смотрите, кто там гребет в свою сторону лишний кусочек себе, а, вспомнив, что нужно делиться, что похуже подвинет. И опомниться может не сразу. Вот тебе портрет. Нет, это не все. Человек откроется! Есть такие неутомимые актеры по жизни, что раскроются только через месяц, и то в какой-нибудь неслабой затруднительной ситуации для себя. Поэтому так важно пообщаться, и увидеть друг друга и в мирной обстановке, и тогда, когда кто-то на тебя наступил, или кто-то тебя чем-то потревожил. Человек в этот момент может забыть свое «Ну что вы, что вы! Сколько угодно!», несколько раз подряд потревоженный, не будет уже повторять, а проявит себя. Тут смотри, как он в гневе, какой он в неудаче. Здесь речь не идет о том, чтобы бояться показать себя трусом, и сразу же развернуть плечо и показать девушке, что: «Я и за себя постою. Видишь, как я стою за себя, что они все отскакивают от меня. Я и за тебя постою, если ты отдашь мне руку и сердце!» Нет, речь идет о терпении, о прощении, о доброте человеческой.
    Трудность проникновения вовнутрь с каждым поколением возрастает. Люди становятся все более оперативными, быстрыми в своих суждениях и выводах, становятся все менее наблюдательными. Теряется созерцательность в жизни. Все на ходу, все надо успеть, все надо бежать куда-то. «Здрастье-здрастье, вы мне понравились! можно ваш телефончик? До скорого свидания!». Надо объект изучить, а для этого надо время. Об этом уже много раз здесь говорилось: минимум – год, а так-то вообще года три, чтобы что-то сказать о человеке. Это говорят святые. Чтобы не было мучительно горько за бесцельно проведенное время знакомства, где сплошные признания в любви, сплошные горячительные ласки, и каждый из двух светился, жмурился - как хорошо, как же прекрасно! Так можно и десять лет прожмуриться. Нет, десять не удастся, все-таки какие-то выводы будут сделаны, пусть и неправильный, поспешный, но будут сделаны. Ну, годик, как минимум. Но, с другой стороны, не так: «Товарищ, ну-ка дай мне разглядеть тебя! Не лезь, не лезь ко мне, я тебя разглядываю, изучаю холодным умом!». А так: «Давай с тобой ходить, общаться, как батюшка говорит, не раскипая кровью. Год испытаний, несколько отстранившись, и в горе, и в радости».
    Как важно видеть человека, во-первых, какой он есть, а во-вторых, увидев, какой он есть, не испугаться сразу. Ведь можно потихонечку на этапе влюбленности постараться того, кого увидел не очень подходящим для тебя, не откидывать сразу, потому что идеальных-то нет, я и сам не идеальный. Можно использовать этап влюбленности, потому что на этом этапе люди более стараются положительно повлиять на человека. Чуть-чуть посмотреть, куда может пойти процесс. Например, если попивает, то вступит ли в общество трезвости Иоанна Кронштадтского при храме. Если жадничает, говорит, что у нас все по-американски, каждый платит за себя, то попробуйте поставить его на узкую почву: «Ты мужик или кто? Никакой ты не сэр! Ты друг, товарищ и брат. Давай, плати! Не можешь платить, все говоришь про американский образ жизни? А как ты семью будешь содержать? У меня же все в порядке, хоть я и держу тебя на расстоянии. Я тебе детей нарожаю, а ты все по-американски, давай каждый сам расплачивается?». Попробовать повоздействовать друг на друга. А если все хвалится, я, говорит, деньги вложил в такое дело! Только это секрет, сейчас раскручиваю. Только вот раскручивать так можно долго. Что-то он там вложил. Да ничего он не вложил, он не тебе первой так мозги пудрит.
    Один ко мне пришел и говорит: «Батюшка, я директор десяти фирм». Что-то я смотрю, у него две или три машины, и все мятые. Потом присмотрелся, что нет на нем какого-то спокойствия. Ведь десять фирм – это такая материальная база! А он какой-то неспокойный, тревожный. Не потому что десять фирм, и он за все переживает, отвечает за них, а потому что он врет. Почему-то и батюшке врет. Понимаю, там девушкам. Мне-то зачем весь твой имидж преуспевающего? У меня глаз наметанный, преуспеваемость я сразу вижу, человек тогда спокойный, уверенный. А этот весь как на гвоздях. Я не говорю, что беднота – это неудачный парень, я говорю, что упорно и долго врет. Потом он будет врать, что на работе пропадает, будет врать, что тебя и детей любит.
    Да, есть люди, которые катились колбасой по жизни, и все у них было, и всякое. А потом взяли и вразумились, и начали жить с чистого листа. Пришли в храм, теперь все у них по совести. Когда человек просыпается в вере к Богу и не из угодности кому-то ходит в храм, а потому что он проснулся, осознал, что не так живет, что есть другие настоящие ценности, что вся эта показуха, вся эта мишура, это неоновое светящее, но холодное-холодное счастье – все это ерунда, то он начинает жизнь заново. Пусть он еще не встал на ноги, но он твердо отшатнулся от берега СИТИ, подавляющей человеческую психику, нависшей над головой железобетонной стеклянной сверкающей страшной глыбе. Он отшатнулся от берега, мобилизует остатки всех своих сил, здоровья, талантов, но теперь твердо движется, набирает ход. Про таких, как он говорят «за одного битого двух небитых дают» или «стреляный воробей». Человек, нелицемерно пришедший к Богу – надежа, этот не изменит жене, своей семье, роду своему, потому что он, даже когда никто не видит и не слышит, знает, что видит и слышит Бог. Он полюбил Бога. Он не то что боится Бога, как раб своего господина, который может засечь его до смерти. Он понимает величие Бога, он понимает, что Бог – это настоящее, что Он везде: и внутри, и снаружи, и там за горизонтом земной жизни – везде Бог. Вот с этим Богом он теперь строит свою жизнь. Пусть пока новый фундамент он еще не сделал, но за старый фундамент ему стыдно. Приглянись к такому человеку, поговори с его духовником, и ты узнаешь из этого разговора с батюшкой всю правду о том, которого еще мало знаешь. Да, пришел, честно признался, покаялся. Бог все прощает кающимся, а дальше набирает ход с учетом ошибок прожитого периода, за который ему стыдно, к которому он ни за что не вернется. Все у него теперь настолько честно, что можно назад смотреть всякий час, кому угодно, хоть самому Богу, если призовет к ответу. Среди православных меньше кривляния, меньше этого напускного. Девушка понимает, что фигура у нее нормальная, что если она сейчас модно оденется или подразденется (что одно и тоже), да еще и боевой раскрас нанесет, которым раньше она очень дорожила, она привлечет себе столько мотыльков, этих самых истребителей-перехватчиков! Сама себе она объясняет: «Они мне теперь не нужны, я живу не для пятиминутных увлечений. Я не хочу растрачивать быстролетящее время жизни на те дела, которые вернутся потом пустотой, потерей молодости, свежести и всяких радостных сил. Я вдруг стала старуха в 35-40». И поэтому она постарается не одеваться так, чтобы напустить на себя маску привлекательности, чтобы как можно большему числу понравиться, она постарается быть той, которая ближе к естеству, как неповторимое лесное озеро, а не обрамленный пруд, в парке, где поработал дизайнер высшей квалификации. Она хочет быть той лужайкой прикровенной, опять же в лесу, где только Бог поработал: простые цветочки, но дизайнера здесь не было, который подстригает, придает форму и красит. Красит иногда траву! Цветы подкрашивает! Она хочет быть такой, что, если кто обратит внимание, то обратит внимание на ее естественность, на ее природную неповторимость. Ну так, кое-где, чуть-чуть скроет недостаточек, а так, чтобы прямо, как сошедшая с обложки глянцевого журнала – зачем это ей? Это все в прошлом. Тогда как отделаться от этих перехватчиков, среди которых будут даже искусные, которые умеют так сказать, так посмотреть, так одарить, что голова закружится! Скажешь, мамочки, все, сдаюсь! «Не нужно мне теперь этого», - говорит она, обратившись к Богу, покаявшись, и начиная не то, чтобы новую жизнь, но спешно-спешно исправлять её, чтобы успеть наладить свою жизнь. Она постарается быть ближе к натуре, такой, какой ее создал Бог. Аккуратненькой, не угрюмой и не расслабленно-болтливой, чтобы показаться такой развеселой. Но это не про то, что не скрывать свою грубость, не про то, что терпеть себя таким, какой я есть, когда ты неуживчив, желчен, придирчив, уныл чаще или болтлив до безобразия. Ближе к естеству, друзья.
    Время быстротечно, некоторые с двух-трех раз встречают свое счастье, и у них крепкая хорошая семья, потому что они пришли сюда не понравиться, а встретить свою половинку. Половинка – это как пазл, совпадает или не совпадает с естеством. Естество с естеством, ближе к естеству, вот, о чем речь. А среди вас столько половинок ходит! Если убрать всю эту искусственность, если убрать эту зашоренность, эти надуманные, чуждые тебе, хотя ты этого не понимаешь, трафареты, по которым ты выбираешь вторую половинку. Так будешь ведь ходить годами и не встретишь. Я сам искал «Голливуд», а встретил матушку мою. Да, хорошая такая, хорошая! 40 лет вместе! А искал не это, то, что и рядом с моей матушкой не стоит. (Матушка звонит). После венчания она понимает меня с полуслова и на расстоянии. Давайте, друзья помажемся масличком и быстро за чай, а там все может и состояться!
    Лия Ковалева
    Модератор форума
     
    Сообщения: 421
    Зарегистрирован: 21 сен 2011, 21:54
    Откуда: Москва

    Вернуться в Проповеди

    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1