• Отметить все форумы как прочтённые
  • 6 декабря 2009 г.

    Подборка проповедей о.Алексия Гомонова на воскресных молебнах Петру и Февронии

    6 декабря 2009 г.

    Сообщение Максим Тихонов » 14 дек 2009, 00:34

    Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

    Ходили-ходили парень и девушка, не зная друг друга, на молебен Петру и Февронии в храм Успения в Путинках. И вот домолились – попали друг другу на глаза, не знаю, кто первый заметил другого или другую, но началось приглядывание, «преследование» в хорошем смысле, ухаживание, а затем и венчание. Они не скупились на слова признания:
    - Люблю.
    - Нет, я люблю.
    - Я люблю больше!
    - Какая же я счастливая!
    - Я создан, чтобы сделать тебя счастливой!
    - Как все замечательно устроили Петр и Феврония – все идеалы воплотились в тебе!
    Не переставали ворковать, прямо на людях. И не то, чтобы сглазили, нет, сглаз, порча – это ерунда, это все равно, что бояться черную кошку. Ну, кошка и кошка, бродит в нашем храме.

    Но началась совместная жизнь после венчания, после венчания, заметим, все по правилам. Здесь, несомненно, Бог между ними, ангел, поставленный в таинстве Венчания – всегда дается Ангел-Хранитель семьи, между ними. И началось привыкание друг к другу, притирка. Вот первое искрение, при этом недоумение, куда вдруг улетучилось взаимопонимание, уступчивость друг другу, как больно один делает другому, как больно. Как будто и не любит. Нет, любит, просто притирка.

    Обратились за помощью к мудрым родственникам, родственники все объяснили, нашли слова, кто-то из них хлопнул себя по лбу: «Понял (-а), ведь ошибался (-сь), смотри как». Да, так первая ступенька взята в обретении семейного счастья, что-то преодолено. Несколько дней прошло – новая стычка из-за пустяка – притирка. Что-то с чем-то не совпало, какая-то привычка не состыковалась с привычкой другого. Нужно притереться, кому-то уступить, кому-то что-то понять. Здесь не идет речь о том, чтобы отказаться от хорошего ради худого мира. Нет, здесь ни о каком предательстве Бога речь не идет. Здесь идет речь о том, чтобы удержать брак, каждому сделать уступку, чтобы сохранить святыню брака, венчанного брака. Опять притирка. Каждый, заметим, должен сделать уступку друг другу, а не побеждать и не отступать ради мира. Это взаимный шаг навстречу или взаимные полшага назад каждый, чтобы не столкнуться грудь к груди, пика с пикой. Что-то или кто-то их просветил, чуть-чуть подулись, еще одна ступенька взята. Потом некоторый штиль, свободное плавание. Не знаю, ожидали они или не ожидали новую бурю, но это и не буря, как-то уже более или менее спокойно разбежались по разным углам. «Почему вы не вместе?» – «Поссорились». – Очередная задача укрощения своего нрава, пушки палят, порох ест глаза, слезы текут, сердце переживает. В общем, идет притирка, больно. И у кого-то из них, а может, и у обоих закрадывается мысль: «Что, так будет без конца, без конца ссоры, без конца ожидание конца мирной передышки, без конца нужно будет терпеть эту боль от любимого (а может, показалось, что любимого) человека?». Они уже готовы обратиться к оракулу: «Скажи, когда наступит конец этой притирке и будет ли он когда-нибудь? Уж больно как-то другие ровно живут, а тут – смотри. Ошибка, вероятно, зря венчались».

    Так и распадаются браки. А тут еще кто-то из родителей во все возрастающей ревности к своему обиженному чаду начнет подливать масла в огонь: «Да, что-то часто ссоритесь, я бы на его месте так не поступил с тобой, дочка». Так и распадаются семьи, венчанные, а ведь любили друг друга, а ведь казалось, что не будет и конца этой возвышенной ноте чувств, этом единению, этому стремлению друг к другу. А тут не просто охлаждение, тут боль от слов друг друга, от нежелания уступить, от усталости уступать. Что это? Это закон или исключение? – Это для христиан закон. Христиане всегда должны в жизни что-то терпеть, они даже тренируются в этом терпении. Они берут на себя пост, сдерживаются, супруги тренируются в посте телесном, живут, стараются (ох, как трудно это новичкам!) жить, как брат и сестра, во время больших постов. По слову апостола Павла, это воздержание взаимного согласия – кто-то слабее, кто-то сильнее, здесь нужна мудрость, но они тоже учатся воздерживаться, отказывать себе в самом-самом привычном, естественном, в пище и прочем. А как человек «наступает себе на горло», речь о христианах, когда постороннему человеку, говоря мирским языком, священнику, он не отец, не мать, не подружка, говорят о самом сокровенном. Осуждая себя, наступая себе на самолюбие, на горло, клеймят себя, обличают. Только такое отношение к себе во время исповеди является нормальным, только такая душа, обличающая себя перед невидимым Богом в присутствии священника, да и всегда сомневающаяся в своей правоте, будет обновлена силой Божиею. Это тоже претерпение – терпеть себя, желать исправления, но пока не исправился, вновь идти на трудности, обличая себя. Заставляем себя ходить в храм, заставляем себя молиться утром и вечером, заставляем себя прощать обиды, заставляем себя, христиане, отказываться от балов, маскарадов рождественским постом, ведь не наступило еще Рождество. Хотя все вокруг украшаются, танцуют и расслабляются. Так что трудности притирки – это нормально для христиан.

    Есть, конечно, одаренные в уступчивости люди, редкое исключение, когда оба уступчивы, ну, просто замечательно. Это, как два голубя, как два ангела, это такой талант вообще, нет, такое очень редко встречается. Но даже если один уступчивый в семье, уже намного легче. А когда два неуступчивых, что поделать, большинство людей такие, потому что в семьях мало детей. И вот этот единственный ребенок в семье, «царек» растет, все стекается к нему, не только в День рождения – масса подарков, любовь, цветы, дифирамбы, и в другие дни он привык ни с кем не делиться, ни о ком не заботиться. Игры электронные, подобострастные личные учителя, репетиторы, как же, им оплатили, они кланяются, они подлаживаются. И вот такие два, мало что меняется в семье из двух детей, там тоже могут быть два эгоиста. Или младший эгоист, а старшего все время лупят родители: «Что ж ты с младшим не считаешься? Уступай ему». Так вырастет старший вечно обиженный на младшего, а младший пискля ужасная и эгоист, и жестокосердный – видел, как старшего лупят, не пожалел, продолжал жаловаться на него. Итак, даже два ребенка не отшлифуют обоих от эгоизма, и вот они встречаются, эти личности, в жизни, и обе неуступчивы, не привыкли, не воспитаны, не было тренировки в жизни. И вот начинается трудный период, мы не говорим о тех браках, когда в брак как бы «влетели» случайно, бывает так. Нет, здесь все сознательно, любили, с благословением батюшки, родители, рады все так, венчание было – просто праздник, искренний праздник, такая красота, такая любовь. И вдруг такая буря, слышать друг от друга что-то, все это перемежается словами при передышке: «Как люблю, теперь все будет иначе». А потом опять стычка – нормально, требуется терпение. Вот напиши себе «терпение» во всех комнатах, терпение, как это трудно, а еще лучше и молиться Петру и Февронии. А еще лучше вообще поститься, каяться, причащаться, то есть жить христианской жизнью. Тогда душа перерождается, тогда появляется не то, чтобы некоторая гибкость у ранее неподвижного столпа или дерева, которое не гнулось, оно боялось сломаться под напором необходимости с кем-то считаться. Просто перерождается природа благодатью Святого Духа, человек становится просто иной, он даже удивляется, а как же можно иначе, если не потерпеть. Ведь святыня брака – нет, здесь отступления даже и допускать не буду, так, разрыв брака невозможен, как у лебедей. Многобрачие у лебедей не отмечено никогда.

    Вот одна из причин, почему лопаются браки – не хватает терпения. Можно еще говорить, не хватает мудрости, можно еще говорить, не хватает смирения, можно еще много перечислять о таких людях, которые не удержали святыню брака, позволили его разорвать. Нетерпение. Заметим, мы нетерпеливы и в других вопросах: в радости нетерпеливы – давай сегодня и сейчас; в горести нетерпеливы – то в бутылку лезут, то унывают, отчаиваются: «Жизнь кончена, да что там терпеть, стоит ли, есть ли смысл?».

    Приклоним колени перед образом с мощами Петра и Февронии и постараемся уже сегодня замечать свое нетерпение во всех ситуациях, испросим у них терпения, они этим терпением просияли в жизни. И будем его выковывать, пока не поздно, пока не наломали дров, получив уже от Бога дар, святыню брака, заранее будем стараться о приобретении этого очень нужного качества характера и души. Ибо терпение понадобится и при воспитании детей, великое терпение, особенно в переходном возрасте. Ибо терпение понадобится при встрече со многими обстоятельствами жизни, в том числе и со старостью, да, будет у каждого из нас. Лучше бы, чтобы она была в жизни каждого из нас. Великое терпение будет в самом конце жизни необходимо, но это уже другая тема, совсем грустная. А пока, может быть, потому Господь и терпит, не дает нам встретить вторую половинку, обратить на нее внимание. И ускользает она от нас, из нашего взгляда, а то, может, уже и замечена, но ускользает в несогласии, потому что терпения-то у нас нет. А может, как раз все и получится благоприятно, когда, в конце концов, хотя бы минимальное, оно у нас появится, не без трудов. Аминь.

    06.12.09, о. Алексей Гомонов, храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках http://www.club-pif.ru
    Максим Тихонов
    Член клуба
     
    Сообщения: 864
    Зарегистрирован: 22 июл 2009, 00:43

    Вернуться в Проповеди

    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1